Стекло в России и в мире - glassfiles.ru. стекло архитектурное стекло автомобильное стекло производство стекла переработка стекла закаленное стекло прочность стекла качество стекла марки стекла книги по стеклу журнал по стеклу периодика по стеклу
Главная страница |  Контакты |  Дискуссионный клуб  
   
 Наши Glassfiles
Технологии
Рынки
Архитектурное стекло
Автомобильное стекло
Прочее стекло
Обеспечение качества
Проекты стандартов
Словарь терминов
Просто жизнь
 Конференции, выставки
Glass Processing Days
8-ая международная конференция GPD'03
История
Тематика, масштабы
Избранные доклады
Рассказы и репортажи
GlassTec
О выставке
Рассказы и репортажи
Другие события
Мировые
Российские
Календарь событий
 Новости
Новости компаний
Новости портала
 Базы данных
 Тематические издания
Российские
Периодика от "А" до "Я"
"Окна и Двери"
"Светопрозрачные конструкции"
Скло
Стекло и бизнес
Стекло мира
Книги, монографии
Зарубежные издания
Периодические издания
Книги
Избранные материалы
 Интерактивный раздел
Дискуссионный клуб
 Коллекция ссылок
Информационные ресурсы
Вся наша коллекция
  О портале
О проекте
Контакты
Редакционная политика
Чулан
  стекло архитектурное стекло автомобильное стекло производство стекла переработка стекла закаленное стекло многослойное моллированное гнутое стекло энергоэффективный стеклопакет низкоэмиссионное конференция по стеклу стекольная выставка прочность стекла качество стекла марки стекла флоат стекло с покрытием стекло для бытовой техники книги по стеклу журнал по стеклу периодика по стеклу ОАО "Институт стекла" (АО "ГИС")

СТЕКЛЯННАЯ БУТЫЛКА. НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ

О.А. Емельянова, В.Е. Маневич, А.Г. Чесноков
АО "ГИС", Москва

Производство стеклянной тары в России до 1990 г. характеризовалось крайне низким объемом инвестиций. Кризис 1991-1994 г.г. усугубил и без того низкий технический уровень стеклотарного производства и не удовлетворительное качество отечественной стеклянной тары.

Начиная с 1995 г. в стеклотарную промышленность усилился поток инвестиций как отечественных, так и, особенно, зарубежных (Чешских, Германских, Бельгийских, Турецких).

На базе этих кредитов, а также по лизингу в 1997 - 2001 г. введены в действие новые современные производства бутылок на заводах: Московском электроламповом (Москва), Анопинском и "Красное Эхо" (оба Владимирская обл.), Салаватском (Башкортостан), "Экран" (Новосибирская обл.), "Раско" (Владимирская обл., Воронежская обл.), Великодворском (Владимирская обл.), Мишеронском (Московская обл.), Астраханском (Астраханская обл.), Камышинском (Волгоградская обл.). Общий объем продукции вновь введенных производств составил около 1200 млн. бутылок в 0,5 л исчислении в год. Кроме перечисленных, к заводам высокого технического уровня относятся: завод им. 9 Января (Тверская обл.), построенный в 80-х годах на базе оборудования фирмы "Хайе гласс" (Германия); "Индустрия" (Тверская обл.); Смоленскстеклотара (Смоленская обл.); Кавминстекло (Ставропольский край).

После августовского кризиса 1998 г. уменьшилось в 3-5 раз поступление на российский рынок пива и алкогольных напитков из-за рубежа. Как следствие этого, если во втором квартале 1996 г. производственные мощности российских спиртовых и ликероводочных заводов были загружены на 35-45 %, то во втором квартале 1999 г. - на 75-80 %. Это связано еще и с тем, что вышло Постановление правительства РФ № 943 "Об упорядочении ввоза и реализации на таможенной территории РФ алкогольной продукции иностранного производства" и Указ Президента РФ "О государственной монополии на производство спирта", что значительно подорвало теневых производителей алкогольной продукции. По официальным данным прирост производства алкогольных и безалкогольных напитков в первой половине 1999 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 18 %. Таким образом, дефицит стеклянной тары к середине 1999 г. резко усилился.

Объем производства стеклянных бутылок в России составляет в 0,5 л исчислении около 2300 млн. шт. в год. Импорт бутылок по официальным данным Российской таможни составляет 650 млн. шт. в год, по нашей оценке не менее 1500 млн. шт. в год. Для обеспечения потребностей производителей алкогольных и безалкогольных напитков необходимо примерно 4500 млн. шт. бутылок в год.

Себестоимость производства стеклянной тары в России существенно ниже, чем в других странах, что позволяет при относительно низких ценах на бутылки в долларовом исчислении обеспечить устойчивую прибыль стекольных заводов. Некоторые производители высококачественной стеклянной тары получили возможность экспортировать свою продукцию и воспользовались ею.

В целом, характеризуя рынок производства и потребления стеклянной бутылки, следует отметить следующее.

Существует большой, примерно 700 млн. шт. в год, неудовлетворенный отечественными производителями спрос на бутылку. В ближайшие годы можно ожидать инвестиции западных и отечественных фирм (Чехия, Германия, Италия, Турция, Бельгия, Швеция, Финляндия, отечественные фирмы-производители напитков - "Мо-Ро", "Балтика", "Стриминвест", "Веда", Правительство Москвы) для создания мощностей примерно на 1 млрд. бутылок и банок. Эти новые мощности не удовлетворят существующий спрос на бутылку и тем более прогнозируемый прирост производства напитков в России.

Поставка бутылок низкого качества и повышенной стоимости с Украины, Белоруссии, Болгарии, Польши будут сокращаться вследствие несоответствия цены и качества. Поставки эксклюзивной, сувенирной и традиционной бутылки из Чехии, Германии, Италии, Франции снижаться пока не будут, так как их пока нечем заменить.

Для производства пива цена бутылки, поставляемой из западных стран, 12-18 центов очень высока, если и будет повышаться, то медленно. Высокий дефицит бутылок наблюдается в Восточных регионах, Поволжье, Северо-Западе, Закавказье. Завоз туда бутылок из Европы требует больших дополнительных расходов. Производители пива, минеральной и фруктовой воды заинтересованы в замене ее на отечественную бутылку по более приемлемым ценам. В то же время, при поставке бутылок высокого качества для элитарных минеральных вод, безалкогольных и, особенно, алкогольных напитков цена бутылки имеет меньшее значение, тем более что цена на напитки имеет тенденцию к росту. Значительное количество алкогольных напитков поступает в Россию из дальнего зарубежья. В тоже время, только 30 - 40 % производимого в Ставропольском и Краснодарском краях вина затаривается в бутылки. Особенно это касается высококачественных марок ликероводочной продукции и виноградных вин. Их производители также заинтересованы в отечественных поставщиках бутылок для снижения издержек производства и оперативного получения бутылок нужной формы, размера и декора ("эксклюзивная тара"). При этом очень важную роль играет качество поставляемой тары, особенно ее внешний вид, что могут обеспечить далеко не все стекольные заводы.

Ряд западных фирм организовали в России принадлежащие им производства или расфасовку виноградных вин, кофе, майонеза, меда, фруктовых и овощных консервов. Эти производства не обеспечены отечественной стеклянной тарой и работают на импортной таре из-за высоких фирменных требований, предъявляемых к стеклянной таре.

Кроме того, вслед за Западной Европой, Госстандарт России рассматривает предложения об ограничении применения пластиковой тары для разлива алкогольных и газированных напитков, которая по химической стойкости и газопроницаемости уступает стеклянной таре. Это также приведет к увеличению спроса на стеклянную тару.

Дополнительно следует отметить узкий ассортимент отечественной стеклотарной продукции. Так в недостаточных количествах производится бутылка малой емкости, эксклюзивная и сувенирная бутылка, которые пользуются большим спросом. Многие производители напитков ("Смирновъ", "Боржоми", "Нарзан", "Кристалл" и др.) предпочитают использовать только эксклюзивную бутылку для разлива своих напитков, другие - использовать широкий ассортимент бутылок разных размеров и формы для расширения ассортимента собственной продукции, придания ей запоминающегося внешнего вида. В настоящее время большая часть потребностей в таких бутылках удовлетворяется за счет экспорта.

Еще одной проблемой является устаревшее оборудование на значительном количестве стеклотарных заводов, которое не позволяет выпускать бутылки, отвечающие современным требованиям по форме и внешнему виду, "облегченные бутылки", быстро переходить с одной модели бутылок на другую.

До 1990 г. потребность в стеклянной таре в значительной мере обеспечивалась за счет ее многократного использования, для чего существовала разветвленная система сбора стеклянной тары и поставок ее производителям напитков. В настоящее время эта система функционирует значительно хуже, не обеспечивает потребностей потребителей стеклянной тары. Расширение применения эксклюзивной и сувенирной бутылки, неудовлетворенный спрос стеклотарных заводов на бой стекла делает ее еще менее эффективной. Это приводит к росту потребности в новых бутылках.

По данным Прайм ТАСС (Стеклянная тара № 9, 2001 г.) отечественное производство пива составило в 2001 г. - 637 млн. дол., ожидаемое производство в 2002 г. - 700 млн. дол.

Рост производства алкогольной продукции составил за прошедшие 3 года - 7-8 % в год. Прогноз объема производства в 2002 г. - 140 млн. дол (данные ФГУП "Росспиртпром", Финансовые известия № 601, 02.01.2002 г.) Рост производства виноградных вин в 2001 г. - 12,1 %, плодово-ягодных вин - 27,7 %.

По данным, опубликованным в газете "Аргументы и факты" от 30 января 2002 г. (см. http://www.aif.ru/aif/1110/), без ссылки на источник информации, производство плодово-ягодных вин возросло в 2001 г. по сравнению с 2000 г. на 10,9 млрд. бутылок, коньяка - на 3 млн. бутылок, шампанского - на 11 млн. бутылок, виноградного вина - на 37,7 млн. бутылок, водки - на 203 млн. бутылок.

Общее потребление напитков в России составляет около 35 литров на душу населения. Это в несколько раз меньше, чем в других развитых странах.

В настоящее время ОАО "Институт стекла" совместно с другими специализированными организациями ежегодно выполняет проектные работы, осуществляет шеф - монтаж и пуск в эксплуатацию 2 - 4 стеклотарных заводов.

С учетом значительного снижения использования возвратной тары, а также дефицита стеклянной консервной тары (банок), которая производится на том же оборудовании, в ближайшее время такой темп сохранится. Инвестиции в это производство окупаются за 1,5 - 2,5 года (в зависимости от объема производства и наличия инфраструктуры).

В заключение можно прогнозировать устойчивый рост потребности в стеклянной таре на ближайшие годы, поскольку все вышеперечисленные факторы стимулируют увеличение производства бутылок для обеспечения потребностей отечественных производителей напитков. Также можно прогнозировать расширение экспорта высококачественных бутылок за счет более низкой цены на них в России, чем в других странах.

 
ПОИСК: OK
[an error occurred while processing this directive]


Технологии | Рынки | Архитектурное стекло | Автомобильное стекло | Прочее стекло
Обеспечение качества | Проекты стандартов | Словарь терминов | Просто жизнь
Glass Processing Days | GlassTec
Новости компаний | События | Новости портала
Российские тематические издания | Зарубежные издания | Избранные материалы
Дискуссионный клуб | Оборудование | Резюме / вакансии | Доска объявлений
Контакты | Редакционная политика | Главная страница

© Создание BELTI , 2001

Поддержка ИТЕОН